Заключение к фотоальбому “Фотографии прошлых лет”К зрителю. Заключение. Прошло много лет с тех пор, как я оставил фотографию. За это время изменился я и мир вокруг меня. Исчез Советский Союз. Появились новые страны. Я стал другой внутри себя и внешне – появились седая бородка и солидный животик. Желание творить иногда просыпалось во мне – тогда, по просьбе друзей, делал им дизайн интерьеров квартир и офисов. И, наконец, у нас с женой осуществилась после двадцати пяти лет совместной жизни мечта о квартире в центре города. Сейчас с трудом верится, что начинали мы семейную жизнь в проходной комнатке за занавеской. Новая квартира – просторная, с высокими потолками и со своей, дореволюционной историей. Захотелось создать уют в доме. Два года ремонта и жизни в строительной пыли и грязи – и стены готовы. Чтобы создать настроение, подчеркивающее историю дома, на стены просятся картины. За жизнь у нас собралась небольшая коллекция работ художников – это Сумарев, Юзвук, Май, Лысов… Но этого оказалось мало. Нужен был натюрморт. Стиль – а-ля Иван Хруцкий. Обошел галереи, ничего подходящего не нашел. Узнаю, что сейчас можно печатать фотографии на холсте. Прошу у своего друга Жени Залужного фотоаппарат – он начал снимать на цифровую камеру. Бегу на Комаровский рынок за фруктами и вместе с Женей делаю свой первый после тринадцати лет перерыва снимок. Получилось. Сделал еще несколько натюрмортов самостоятельно (один из них, кстати, теперь хранится в галерее Г. Х. Ващенко в Гомеле). Вспомнил, что мои старые работы лежат на чердаке на даче. Еду на дачу. С трудом нахожу старую картонную коробку, где пылятся фотографии. В рамах и паспарту вешаю их на стены – это завершающий штрих. В музее Петруся Бровки, что в подъезде, где живу, работает Юрий Элизарович. Когда-то он руководил фотостудией и сам активно занимался фотографией. Приглашаю его оценить свой труд, а он зовет Владимира Парфенка ( Володя восемь лет руководит галереей визуальных искусств «NOVA»). Как водится, началось маленькое застолье, и после того, как гости выпили литра три вина, им удалось меня уговорить напечатать работы для выставки в галерее «NOVA». После месяца каторжного труда выставка состоялась. И я уже не представляю своей жизни без фотографии. Все пошло по новому кругу. Мне всегда везет на встречи с хорошими людьми. В начале своего творческого пути, я встретил своего учителя Владимира Ивановича Когутенко, руководителя фотоклуба «Вечерний Минск». Всем, что я умею в фотографии, обязан ему. Этапной для меня была встреча с Валерием Лобко – он пригласил участвовать в книге «Фотоманифест», изданной в США. А ведь мог и не приглашать – у него было несколько своих студий, где занималось творческой фотографией много замечательных фотографов. Было еще множество встреч с замечательными людьми. Теперь несколько слов об этом альбоме. Здесь опубликованы работы того, «доцифрового» периода, эпохи «ручной» печати. От первого снимка 1979 г., сделанного на озере Нарочь, и до последнего – снятого в 1990 г. Конечно, все снимки войти не могли, но наиболее значительные, как мне кажется, попали. Снимки с двойным годом создания (когда второй год – 2003) сделаны или восстановлены при помощи цифровой технологии. Завершает визуальный ряд работа, выполненная полностью на компьютере. Это начало нового этапа. Но об этом, надеюсь, в следующем альбоме. февраль 2005 г. г. Минск |