Сергей Кожемякин “Роман с фотографией”Сергей Кожемякин Роман с фотографией. (к книге “Фотографии прошлых лет”
Альбом «Фотографии прошлых лет», сопровожденный авторскими текстами, относится к тому виду художественных изданий, отсутствие которых становиться все более очевидным в Беларуси. Творческая фотография заняла достойное место в ряду других визуальных искусств, однако до сих пор белорусские авторы плохо известны белорусскому зрителю, особенно молодому поколению. Теперь вы можете познакомиться с ретроспективной публикацией творчества известного белорусского фотохудожника, участника многих выставок в стране и за ее пределами, в том числе и персональных, члена Союза дизайнеров, председателя общественного объединения «Фотоискусство» Вадима Качана.
За последние годы фотография сильно изменилась. Появились новые возможности. Цифровые технологии, предоставляя бесконечные возможности репродуцирования изображения, превращают современное искусство скорее в коммуникативный дизайн и информационные потоки, с удивительной легкостью преодолевающие национальные границы и время. Окончательно отменяя понятие оригинала и достоверности видимого, «цифра» замахнулась на исключительную и уникальную способность аналоговой фотографии – способность фиксировать реальность, сохраняя время в измененном состоянии частиц серебра. И если наши фотографии – это вехи на жизненном пути, отделяющем нас от смерти, то сейчас они стали виртуальными. «Теперь, когда мы привыкли к дигитальной образности, становится ясно, что аналоговый фотопроцесс был близок к «ручному» изобразительному творчеству. В цифровом изображении мир отказывается от своих качеств, фотография более не повторяет его: она его моделирует. Поэтому говорить в эпоху электронной фотографии о ее правдивости, документальности становится немыслимым. Документальность перестает быть принудительной, она становится формой личного или группового волеизъявления так же, как и любой вид визуальной фальсификации» (В.Левашов).
Книга Вадима Качана выходит за традиционное представление о фотоальбоме. Кроме фотографий, представляющих ранний (и первый) период его творчества, представлены авторские тексты, которые появились в процессе работы над книгой, вернее даже не тексты, а описания-картинки-воспоминания, которые могли бы быть фотографиями, но в силу каких-то причин не стали (может быть, закончилась пленка). Автор, не прячась за слова, живописует свой путь, свою первую любовь к фотографии, соблазны, первые ей измены, окончательный разрыв… дальше, сами прочитаете и увидите. Удивительный «роман с фотографией».
А начался этот роман в далекие перестроечные восьмидесятые. Бьющая через край энергия и комсомольский задор заставляют пробовать себя во всем. Репортаж, пейзаж, люди, лица, городские фотопроекты в «тандеме» с другом Женей, свадьбы снятые не на продажу …
Мы ровестники с Вадимом, и мы одновременно проживали и переживали те годы. Наверное, судьба – жить в эпоху перемен. Я знаю, а вы можете наблюдать по фотографиям, вернее по впечатлениям от них, как меняется время, эпоха, общественное устройство. Как одномерность советского мировосприятия усложняется под наплывом новых ощущений и информации, мир становится сложным и многомерным, уже требуются новые формы и художественные приемы. Появляется монтаж, разорванные пространства, рваные края, затемненная печать. В «Советском фото» определяли эту эстетику «чернухой» и пытались какое-то время бороться, а потом плюнули, поняв, наконец, что ее надо пережить. Тем более прочитали уже, наверное, что это можно и постмодернизмом окрестить. У фотографии свои законы. Не будем забывать, что все это происходило в докомпьютерную эпоху, и что фотография имеет референтные отношения с реальностью. Выбор объектов – оружие профессионалов – старые разрушенные дома, обнаженно-напряженные ню, лики-иконы, обратной перспективой укором глядящие на мир… (а может это и не судьба, а удача для художника, жить во время наступившей свободы творчества, еще не зажатой в рамки коммерции и потреб попкультуры).
…развод состоялся, казалось навсегда….
Не буду больше пересказывать сюжетные повороты судьбы автора. Вновь вспыхнувшая любовь взбодрила. Компьютер и монтаж – близнецы братья, возможности возросли, энергии еще много, и не верится, что автор остановится на достигнутом. С прошлым не всегда расстаются смеясь. Старый архив не всегда хочется прилизывать под настоящее, оставляя немного прелести прошедшего…
…однако …уж полночь близится
…и в голову лезут разные мысли
а ночью иногда хочется спать. Ночь рождена для любви. Отблески красного по привычке ассоциируются с запахом свежеразведенного проявителя. Но со временем это пройдет? Запах перегретого монитора относится бурным потоком информации. Красное уходит в воспоминания, теряясь где-то в отражениях амстердамских витрин с обнаженными красавицами (интересно любят ли они позировать или это уже работа). Любовь к фотографии зла. Стоит лишь однажды перейти серебряный рубикон фотоэмульсии (в компьпютерных мозгах, говорят, тоже используют драгметаллы) и возврата уже не будет? Иногда любовь к серебру пытается переманить душу, но она тоже «потемки» и не всегда спотыкается в темноте (the soul in the dark room). Новые технологии ставят под сомнение волновую составляющую теории света, все глубже загоняя его в дебри системных, окутанных проводами переферии, блоков. Неужели компьютерная – память это последнее прибежище воспоминаний? Ведь уже почти договорились – фотография это свидетельство о смерти, напоминание о жизни бренной(*) ... но если есть спрос, то видимость реальности можно оцифровать и уже не разберешь, то ли это был не я, то ли пью с похмелья…
Желание сфотографироваться на фоне какой нибудь, даже (не) падающей, башни, бывало, пересиливало желание ее рассмотреть. Потом поглядим. Смысл фотографии был оправдан, затраты компенсировались воспоминаниями. Пришло время слится в экстазе с происходящим, без желания легимитировать его изображением. Закажем потом нужные ракурсы, подтвердив присутствие задним планом. Скоро и в американские суды начнут пускать с цифровыми фотоаппаратами (ведь не докажешь потом, что так оно и было, уже и не страшно). И снова фотограф заберет часть прибыли у художников-рисовальщиков, повторяя историю фотографии прошлого рубежа веков.
А может, все эти предрассветные сомнения всего лишь результат недополученных в детстве геймерских (play the game) удовольствий? Может, компьютерные чудилища, исчезающие при нажатии на нужную клавишу вовремя, вытесняют (замещают) реальных, и становится уже не так мучительно больно за бездарно прожитые годы?
Искусство фотографии? Фотография как искусство? Фотография – искусство?
Искусство воспоминаний. « Игра в бисер » Калейдоскоп визуальной памяти, фрагментами прошлого струящийся за катарактой больной линзы. Запыленный архив состояний. Съеденный натюрморт. Неубедительные ночные кошмары. Разбитые очки. Нега утренней любви. Испорченный негатив, это – позитив? Время, стекающее с сохнущих фотопленок. Много черного кофе. Сальвадор Дали. Хрупкость бетона. Опрокинутые ненароком горы. Белый сигаретный туман, каплями конденсата стелящийся по сумеречной прохладе окна. Обида стекла, обреченного быть зеркалом. Лица. Женщины. Черное. Прошлое. Белое. Фотографии Прошлых Лет.
© Сергей Кожемякин, фотохудожник, член совета объединения «Фотоискусство», член союза дизайнеров, куратор
пунктуация автора Минск, 19 февраля 2005, -2° С |