К читателю. Татьяна Бембель. (Предисловие к альбому “Фотографии прошлых лет”)«Фотографии прошлых лет» – первое в Беларуси издание альбома-книги, посвященного творчеству фотохудожника. Вадим Качан, автор представленных в альбоме фотоснимков и текстов, в профессиональной среде заявил о себе в середине 1980-х гг. – в начале эпохи перемен, обозначенной в новейшей истории термином perestroika. Так же называется и один из отобранных в альбом снимков того времени – в определенном смысле ключевой для понимания творческой персоны, особенностей авторского взгляда, условий его формирования и т. д. Дата обозначает не только время создания кадра, но и его главную тему. Получился портрет самого 1986 года. Объектом прицела фотообъектива явились дух и настроение времени. Подмеченные, впрочем, как бы нечаянно. Будто отворилась от сквозняка или от наших быстрых (мимо, мимо!) шагов дверь, которую позабыла запереть уборщица. Нагромождение стульев в зале заседаний: на них уже никто не сидит шеренгами, не голосует «за». Сломанная матрица – когда-то несокрушимая, гигантская. Под обломками пустых модулей почти похоронен ее создатель. Глаза настенного мозаики-Ленина, обычно целеустремленно-бессмысленные, кажутся грустными. Кругом ни души. Актовый зал стал кладовкой, складом ненужных вещей. Запах сохнущей с утра на батарее половой тряпки. Если бы эта лаконичная и выразительная инсталляция не была найдена готовой, ее следовало бы создать. Но Вадим Качан, кажется, из тех, кто, чтобы добыть пищу, предпочитает охотиться, а не растить порося. Дополняющие визуальный ряд тексты – мемуарные зарисовки (характерные, данные несколькими яркими ракурсами) подтверждают не только стилистически и композиционно, но и фактологически: хаживал автор с ружьем, было. Пуститься по следу, выследить, прицелиться и выстрелить или, наоборот, пальнуть наугад – что принесет гусарская рулетка? Элемент спонтанности, обусловленности кадра уникальным сочетанием создавших его обстоятельств, определенная степень непредсказуемости результата – вот отличительные черты Вадима Качана как мастера художественной фотографии. Время как тема и погружение в прошлое как процесс перестали быть предметом его абстрактного интереса и обрели статус конкретных черт творчества с того самого момента, как он взял в руки фотокамеру. Это случилось в 1979-м, судя по первым снимкам ретроспективы, каковой в значительной степени является этот альбом. По словам автора, возможности фотокамеры как замечательного инструмента исследования времени и пространства впервые впечатлили и вдохновили его на выставке фотоклуба «Минск» – тогда одного из самых авторитетных фотообъединений Советского Союза. Собственно вхождение в профессию произошло, однако, в другом фотоклубе – при редакции газеты «Вечерний Минск». Там начинали многие известные сейчас мастера белорусской фотографии – Андрей Щукин, Александр Шаблюк, Евгений Залужный, Юрий Захаров и другие. Там происходил обмен информацией, постоянно менялась экспозиция на стенах: в 1984 – 1988 гг. Вадим Качан участвовал более чем в десяти фотовыставках в редакции газеты «Вечерний Минск» в составе редакционного фотоклуба. Существование в рамках газетной редакции задавало определенную направленность работы: упор был на репортаж и документальность. Темп и активность журналистской жизни, ее близость социальным аспектам человеческой жизни отвечали интересам и темпераменту начинающего фотохудожника. Но потребность эксперимента побуждала искать – иногда изобретать – новые формы работы. Один из самых значимых для Вадима самостоятельных проектов того времени – «Фототандем» (1986-87 гг.) – был осуществлен совместно с Евгением Залужным. Это была художественная акция с элементами хэппенинга: они ходили по улице, наблюдали и отчасти провоцировали реакции людей – как правило, просто прохожих, – на различные ситуации, в том числе на фотосъемку. Фотографии – и как процессу, и как результату – здесь было отведено основное, но не единственное место. В 1987 году проект был представлен выставкой в кинотеатре «Москва». Серия «Свадебные мгновения» – другой значимый проект того времени. В этой серии Вадим Качан создал свои первые фотомонтажи. Фотомонтаж – техника, возникшая в первые десятилетия ХХ века: это произошло параллельно возникновению техники коллажа в области живописи и графики. Развитие этих приемов было связано с искусством авангарда. Вместе с его выключением из официальной эстетики советского государства прекратились и все формальные эксперименты в этом направлении. Обращение Вадима Качана к приемам фотомонтажа – это обращение к прерванной традиции в поисках собственной стилистики, образного языка, идентичного своему мироощущению. Неповторимый образ времени в «свадебном» цикле фотокомпозиций складывается для автора из серии мгновений, подобранных в определенной последовательности. Здесь нет сюжета и даже намека на его развитие. Это не репортаж, не серия фотографий на память, не фотоклип, – то есть, ничего близкого к традиционным «свадебным» жанрам. Охотник делает вид, что его нет: ведь если ему удастся притвориться кустом, дичь будет вести себя естественно. Мгновение не позирует, его удалось не спугнуть, оно мирно пасется рядом, ничего не подозревая. Достигнутая художником имперсональность позволяет нам, зрителям, ощущать себя частью этих мгновений. Мы окутываем их, как воздух, ничем не выдавая себя. Наше присутствие – не более чем присутствие тарелки салата «оливье», забытой на телевизоре или пианино. Возможно, мы – всего лишь запах салата «оливье», плывущий под Пугачеву 1980-х над всем свадебным столом с гостями, яствами и проч. Мы – блик на бутылке водки. Нас нет – есть пространство, наполненное ощущениями или памятью о них. Стыковые фотографии – одна из разновидностей фотомонтажа. В серии Вадима Качана «Ассоциации» стереоскопический эффект создается контрастным сопоставлением всего двух кадров. Созданные в тот же чрезвычайно насыщенный период урбанистические монтажи «Рождение композиции» – реплика в сторону конструктивизма – были выставлены в Манеже (Москва) на выставке к 150-летию фотографии. Благодаря этим работам Вадим Качан стал в то время одним из немногих белорусских авторов, чьи работы были отмечены западными кураторами выставок современной советской фотографии и включены в серьезные издательские и другие проекты, наиболее значительный из которых – проект 1991 года «Фотоманифест. Современная фотография в СССР». В том же году произведения Вадима Качана наряду с работами других белорусских авторов были включены в коллективную фотовыставку «Новая волна» в фотографии России и Белоруссии», где был наиболее полно отражен широкий спектр новых тенденций в белорусской фотографии. Творческий путь художника был насыщенным и стремительным: однажды открыв, Вадим не закрывал «третий глаз» двенадцать лет, вплоть до 1991 года, когда большой паром, на котором мы все плыли, проржавел, и его стало шмотать и бросать по воле разгулявшихся исторических волн. Чтобы не смыло за борт, пришлось ухватиться за поручни обеими руками, а камеру унесло. Фотография или жизнь – злой божок по кличке Мамона выскочил из-за угла и потребовал жертвы. Вадим Качан – фигура симптоматическая. Обрисованная сюжетная схема отразилась (и прямо, и зеркально – то есть, ровно наоборот) в реальных судьбах – причем и в общежитейском, и в творческом плане, и конкретно в сфере художественной фотографии. Из нее ушли, ее бросили, с ней порвали очень и очень многие. В прошлое ушла целая эпоха, а с ней и статус не только самой читающей, но и самой фотографирующей (а также проявляющей и печатающей по ночам в микроскопических ванных комнатах) страны в мире, где средний – по крайней мере технический – уровень фотокультуры был так же высок, как уровень чтения. До сих пор вы без особого труда сыщете как здесь, в Минске, так и во многих других городах бывшего советского пространства, людей, владеющих не только техникой ручной фотопечати, но и соответствующими алхимическими рецептами, навыками процедур – найти таких людей методом тыка, на улице, практически нереально в других странах, где это знание давно приобрело сакральный характер: им владеют лишь посвященные, то есть, профессионалы. Ностальгия по «прошлым летам» проявляется сейчас в самых разнообразных формах, и данное издание, скорее всего, ответит и этим настроениям. Однако для автора смысл проекта – продолжение работы, возвращение на охотничью тропу и к самому себе, восстановление связи времен. Для него это – возвращение к определенному образу жизни, строю мышления и зрения, а также к определенным темам и жанрам. Когда, ярко прозвучав на профессиональной, так сказать, сцене, он резко с нее исчез, то сам думал – навсегда. Оказалось – на время. После перерыва он вновь в игре. «Осколки» – так назвал Вадим Качан свой проект-возвращение, представленный в минской галерее «NOVA» в апреле-мае 2003 года. Еще ранняя серия пейзажей, посвященная уловлению туманов и утренних дымок, выдает если не мистическое, то меланхолически-романтическое уморасположение автора. Желая придать вещам дополнительное измерение, художник с упорством охотника за привидениями наводит оптический прицел на призраки прошлого, зацепившиеся рукавом или подолом за выступы выщербленных стен, на духов места, норовящих ускользнуть от фиксации, на обитателей зыбкой и прозрачной временной среды. В отличие от упомянутой ранней работы «Перестройка», избрание времени как объекта съемки в работах, которые можно условно объединить названием «Воспоминания», обретает в этом отношении более метафизический характер и смысл. Фотомонтаж – излюбленный прием автора в достижении эффекта пересечения параллельных образных и геометрических пространств, опробованный им еще в конце 1980-х, обрел новый инструментарий. На смену ручной технологии фотомонтажа пришел компьютер. Эпоха новых технических возможностей воспринимается многими как конец «века фотографии». Для Вадима Качана это начало новой эпохи в работе с фотографией. В своей творческой практике Вадим Качан использует сложный изобразительный язык, отсылающий зрителя к сюрреалистической традиции в визуальном искусстве. Многослойные оптические монтажи, введение «ручного» и «дигитального» цвета в черно-белое изображение, текстовые комментарии – эти и другие приемы креативного арсенала фотохудожника многократно усилены возможностями современных компьютерных технологий. Вадим Качан очень разносторонен в своих фотографических интересах и устремлениях. Однако это не всеядность и не эклектика, а некое сущностное свойство, которое можно определить как жажду новых пространств. Желание проникнуть и освоить. Преодолеть границы – в том числе видов, жанров и техник. Нарушить и смешать, чтобы открылось новое: новый ракурс, новый поворот, новое качество… Фотографически им осваиваются различные пространства: географические, социальные, исторические, психологические, виртуальные, метафизические… Пространства пересекают друг друга, и факт пересечения все чаще становится предметом художественного исследования и его высшей формы – творчества. Татьяна Бембель, искуствовед |